Previous Entry Share Next Entry
Небраска / Nebraska / 2013
led__zepp


Скажем прямо, влюбиться в "Небраску" легко ровно настолько насколько и сложно. То что подкупает искушенного в подобном типе фильмов человека ровно настолько же отталкивает сталкивающегося с таким если не впервые, то хотя бы нечасто. Черно-белый цвет, угрюмые лица, отсутствие каких-либо радикальных поворотов в сюжете - на первый взгляд это типичнейший претендент на "Оскар" в рубрике "надо обязательно дать награду хотя бы одному фильму с претензией на высокое искусство". И думаю многие уже знают что "Небраска" один из основных фаворитов в этом году. Однако есть один нюансик. Даже, скорее, нюанс. Этот фильм снял Александр Пэйн.

В 90-х начав с середнячковой и крепкой сатиры ("Гражданка Рут", "Выскочка"), в 2002 году Пэйн неожиданно выдал по сути единственный в своем роде "роуд-муви" о старости - называется он "О Шмидте". И вот спустя эстетский "На обочине" и пожалуй самую мейнстримную, но не без очарования, картину "Потомки" Александр возвращается к отчасти схожей теме. Перед нами вновь "роуд-муви", причем в большей степени "роуд", чем "О Шмидте". И снова старик, доживающий последние годы, однако если герой Шмидта (в исполнении Джека Николсона) являлся джентльменом сильным снаружи, но хрупким внутри, в "Небраске" мы наблюдаем за хрупким, как кажется, и внутренне и внешне Вудроу, дедом не то чтобы, грубо говоря, в маразме, но, что называется, со своими причудами. Но, что немаловажно, при этом находящимся под чуткой опекой одного из своих сыновей, и не только - об этом важно помнить, так как "Небраска" ни разу не тяжелая драма, а произведение в большей степени медитативное.


Вкупе с сильным, типично "пэйновским" по духу актерским составом "Небраска" может похвастаться сильнейшими американскими видами, формирующими настроение до самого финала, от задворок и заброшенных ферм до столицы штата, Линкольна. Уровень внутренней сатиры картин Пэйна по прежнему высок как никогда - это не Джармушевские "дыры" из его раннего творчества - автор ловко балансирует на грани постапокалиптического ужаса, исходящего от атмосферы условий в которых люди вынуждены выживать только благодаря огромному трудолюбию и большого заряда ностальгии и сожаления по прошедшим временам, какими бы мрачными кому-либо они не казались. У персонажа Вудроу по сюжету не так много слов и достаточно немых комических сцен, но в сценах драматических Брюс Дерн одними глазами смог передать всё что только мог от лица своего героя.

К счастью Пэйн мудро не оставил нас два часа лицезреть пусть и трогательно трагикомедийные но в целом однообразные отношения Вудроу с сыном и ввёл уйму различных второстепенных персонажей - они настоящим вихрем проносятся через весь фильм и несмотря на общую типичность отлично запоминаются и вносят, насколько это возможно применительно к ч/б фильму, новые краски. Нашлось даже место настоящему отрицательному герою, расплаты над которым ожидаешь прямо-таки с несвойственным себе азартом.


Музыкальное оформление доверили Марку Ортону, у которого получилось что-то в духе "Эрик Сати в дарк-кантри-аранжировках". Звучит дико, но результат вышел отличный, атмосфера укрепляется с каждой минутой и именно этот баланс позволяет не скатиться во что-то слишком веселое или слишком мрачное.

Мощный финал также роднит "Небраску" с фильмом "О Шмидте" по производимому эффекту, однако, как и всё произведение, смыслы (о жизни в целом и старости в частности) повернуты совсем в иную плоскость. "Небраска" не ставит своей целью научить уму-разуму, заставить задуматься о чем-то возвышенном - прежде всего это крайне трогательная история о любви детей к своим родителям, их самопожертвовании, и конечно о том насколько важна в старости настоящая семья, особенно это понятно когда ясно видишь "соринки" в чужой, в данном случае в семье Вудроу. Но это для тех кто всё таки желает увидеть какую-то мысль. Вполне можно обойтись и без этого, так как "Небраска" является историей самостоятельной и, повторюсь, лишенной морализмов и навязанных автором смыслов.


Как обычно, кино специфическое, рекомендовать не возьмусь. Но лично я, как это отчасти не печально, по всей видимости свой фильм года уже посмотрел, чего и вам желаю.

  • 1
Очень понравился. Впрочем, как и "О Шмидте", "Потомки", да и "Гражданка Рут" порадовала. Пожалуй можно теперь говорить что Пэйн - один из любимых режиссеров :)

Записал себе посмотреть.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account